
На экскурсию мы ездили 17 июля, взяв ее у "Черноморских курортов". Поехать очень хотел сын.
И вот около 20.00 мы напротив отеля «Нормандия» на Северной, откуда поедем в Фадеево в Черкесский аул.

А это, кажется, уже даже наш автобус:

В этот раз мы у «Черноморских курортов» последняя посадка, хотя чаще всего с этой точки сбор экскурсантов обычно начинается. И как только садимся в автобус, экскурсовод начинает свой рассказ, упомянув только в самом начале, чтоб мы при выходе из автобуса сдали ей деньги за представление, потому как со всех остальных она уже успела собрать, пока ехали, собирая всех. Экскурсия была хорошего уровня. Понравилось, что экскурсия была тематической, а не общего плана. Конечно, экскурсовод рассказывала о крае, но подавала материал полностью в привязке к истории черкесов (адыгов). Также мне понравилось, как она делала отсылки к тому, что увидим в «Черкесском ауле», как настраивала нас на предстоящее. А вот что мне совершенно не нравилось и донимало меня весь вечер, это моя болевшая голова. Она так и не прошла, отчего, возможно, впечатления от поездки, как бы объективно я ни старалась описать какие-то моменты, остались смазанными. Поначалу, в принципе, было ничего, хотя к своему стыду вынуждена признаться, что я не запомнила имени экскурсовода :( Вариант есть, но чисто предположительный, из разряда «кажется, ее звали». Хотя рассказ, действительно, был интересным и хорошо структурированным. Нет, я не могу сказать, что это было что-то из разряда, что слушаешь, затаив дыхание, и что моментально врезается в память, но и каких-то изъянов, которые бросались бы в глаза и резали слух обычному туристу, не было. Если были бы, то остались бы в памяти.
И вот незаметно за рассказом мы приезжаем к «Черкесскому аулу»:

Площадь перед входом практически забита автобусами, которые привезли зрителей. Входим вовнутрь. Едва мы оказываемся за воротами, как нашему взгляду открываются стены каменного замка (за которыми находится арена и посадочные места),

а перед ним небольшая квадратная площадка в центре, на которую ведут деревянные мостики через ровчики с водой, а в центре которой располагается большой камень, из которого течет вода:


Вода вытекает из кувшина, с которым хочет сфотографироваться чуть ли не каждый приехавший:


Пока экскурсовод покупает билеты, мы оглядываемся и обходим дворик.
В одном из углов видим элементы «аульного духа»: мощеную деревом дорогу, колодец и т.п.:




На противоположной стороне кафешка и выпечка хлеба. Хлеб пеку в специальной печи:


Есть также небольшой уголок с животными, чтоб дети не скучали да начала представления:


Уголок совсем не большой (ну, да и не выставка это животных, понятное дело), но неухоженный какой-то:

Сами животные и птицы, вроде, чистые, а вот об их загончиках такого не скажешь. И неприятный запах стоял. Если в контактном зоопарке в Анапе около загонов пахло свежими опилками, то здесь были совсем другие запахи. Да, настоящая атмосфера скотного двора, но вот стоять и впитывать ее не хотелось. Не знаю, всегда ли там так убирают, но вот тот раз было так.
Мы еще немного прошлись по двору, где людей стало уже очень много:

К площадке в центре двора (а она была огорожена веревкой с разноцветными флажками) стало вообще не протиснуться:

Сфотографировать можно было только со стороны прохода между туалетами. Там стоять не разрешали (что, впрочем, очень даже логично, ибо проход это), а со всех остальных сторон все было просто облеплено приехавшими. Здесь, на этом маленьком пятачке, и проходит начало представления, первый номер программы. Однако видно его лишь тем, кто сумел занять места в первых рядах. Мы в эти ряды не попали. Надо отдать должное, что наша экскурсовод о таком начале представления всех предупредила, но только ведь хотелось пройтись, осмотреться, пофотографироваться, сувениры небольшие купить, а не стоять вместо этого, "сторожа" себе место.
И вот через какое-то время начинается представление
Звуки торжественной музыки, играемой на стене замка на каких-то народных инструментах (названия, увы, не знаю, выглядят как длинные загнутые вверх трубки) тремя джигитами, возвещают о начале представления. Затем на площадке появляется танцующая девушка, идущая по воду. Она набирает воды и далее танцует. После этого появляется джигит. Она танцуют вместе, во время танца идет угощение водой и т.п. после этого появляется еще один джигит, которому также нравится девушка. Между джигитами происходит поединок на саблях. Побеждает первый. Он и уходит с довольной девушкой.
Вот этого начала я не видела, смогла посмотреть его только потом на диске. Народу было столько, что не протиснуться никак. После танца на стене появились князь и княгиня. Сначала они в стихах рассказали, а вернее, упомянули, перечислив, об обычаях черкесов, об их традициях: как уважают старших, каково их гостеприимство, насколько сильно братство адыгов и т.п. Затем они поприветствовали в своем национальном стиле (построение приветствия с выбором определенной лексики, синтаксиса, интонационных структур и т.п.) собравшихся, пожелали, чтоб все приехавшие были чисты своими помыслами, любили Родину, долго жили т.п. После этого женский голос из радиопередатчика пригласил всех пройти на арену, где будет показан один из самых красивых обрядов адыгов – сватовство, а также обряд выбора первой красавицы.
После этого вся толпа начала просачиваться в проходы на арену (их таковых два, слева и справа замка). Но у входов уже была другая толпа. Это те, кому не было ничего видно (или же кто и не собирался смотреть ничего перед замком) уже плотной стеной стояли перед входом, чтоб первыми пройти вовнутрь и занять хорошие места. Мы были где-то в середине толпы. И пока шли, медленно протискиваясь к входу и через него, я все думала о наплевательском отношении к зрителям. Зачем делать подобное начало, если увидеть его может лишь небольшое количество приехавших? Ведь не первый же раз такое скопление людей там! Конечно, при том количестве людей, что смогут беспрепятственно посмотреть танец перед замком, места вокруг арены вряд ли будут хорошо заполнены, это понятно, и это не выгодно для организаторов представления. Но ведь совсем не требуется уменьшать количество зрителей, можно просто изменить начало, сделав так, чтоб было видно всем. Князя и княгиню, а также глашатаев и т.п. на стене замка было прекрасно и видно и слышно, а вот всего того, что было у кувшина с бегущей водой, видно большинству не было. Не знаю, то ли виною моя ноющая голова тому была, что воспринималось происходившее не в радужном свете, но в самом начале появилось ощущение, что кроме денег организаторам ничего не надо. Явное и стойкое такое ощущение. Я прекрасно понимаю, что не только «Черкесский аул», но и все другие подобные шоу имеют своей целью обеспечение работой и доходом тех, кто их делает. И это понимает каждый взрослый человек. Но все же работу свою можно тоже делать по-разному и разные чувства оставлять у тех, кто пользуется результатом того, что ты делаешь.