Черкесский аул

Отчеты о поездках на экскурсии в Анапе, вопросы и описание
Ответить
Аватара пользователя
Волжаночка
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт 20 май 2010 в 7:51
Откуда: ЮФО

Черкесский аул

Сообщение Волжаночка »

Вроде, темы такой еще не было, хотя экскурсия это в Анапе есть давно. Так что поделюсь своими впечатлениями. Хотя сразу же хочу извиниться за качество фотографий, потому как все, что у меня снято вечером и в движении (а это как раз само представление, где были и полумрак, и кони скачущие, и танцы), выходит плохо :-( Но, возможно, кто-то потом дополнит пост хорошими фотографиями.

На экскурсию мы ездили 17 июля, взяв ее у "Черноморских курортов". Поехать очень хотел сын.

И вот около 20.00 мы напротив отеля «Нормандия» на Северной, откуда поедем в Фадеево в Черкесский аул.

Изображение

А это, кажется, уже даже наш автобус:

Изображение

В этот раз мы у «Черноморских курортов» последняя посадка, хотя чаще всего с этой точки сбор экскурсантов обычно начинается. И как только садимся в автобус, экскурсовод начинает свой рассказ, упомянув только в самом начале, чтоб мы при выходе из автобуса сдали ей деньги за представление, потому как со всех остальных она уже успела собрать, пока ехали, собирая всех. Экскурсия была хорошего уровня. Понравилось, что экскурсия была тематической, а не общего плана. Конечно, экскурсовод рассказывала о крае, но подавала материал полностью в привязке к истории черкесов (адыгов). Также мне понравилось, как она делала отсылки к тому, что увидим в «Черкесском ауле», как настраивала нас на предстоящее. А вот что мне совершенно не нравилось и донимало меня весь вечер, это моя болевшая голова. Она так и не прошла, отчего, возможно, впечатления от поездки, как бы объективно я ни старалась описать какие-то моменты, остались смазанными. Поначалу, в принципе, было ничего, хотя к своему стыду вынуждена признаться, что я не запомнила имени экскурсовода :( Вариант есть, но чисто предположительный, из разряда «кажется, ее звали». Хотя рассказ, действительно, был интересным и хорошо структурированным. Нет, я не могу сказать, что это было что-то из разряда, что слушаешь, затаив дыхание, и что моментально врезается в память, но и каких-то изъянов, которые бросались бы в глаза и резали слух обычному туристу, не было. Если были бы, то остались бы в памяти.

И вот незаметно за рассказом мы приезжаем к «Черкесскому аулу»:

Изображение

Площадь перед входом практически забита автобусами, которые привезли зрителей. Входим вовнутрь. Едва мы оказываемся за воротами, как нашему взгляду открываются стены каменного замка (за которыми находится арена и посадочные места),

Изображение

а перед ним небольшая квадратная площадка в центре, на которую ведут деревянные мостики через ровчики с водой, а в центре которой располагается большой камень, из которого течет вода:

Изображение

Изображение

Вода вытекает из кувшина, с которым хочет сфотографироваться чуть ли не каждый приехавший:

Изображение

Изображение

Пока экскурсовод покупает билеты, мы оглядываемся и обходим дворик.

В одном из углов видим элементы «аульного духа»: мощеную деревом дорогу, колодец и т.п.:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

На противоположной стороне кафешка и выпечка хлеба. Хлеб пеку в специальной печи:

Изображение

Изображение

Есть также небольшой уголок с животными, чтоб дети не скучали да начала представления:

Изображение

Изображение

Уголок совсем не большой (ну, да и не выставка это животных, понятное дело), но неухоженный какой-то:

Изображение

Сами животные и птицы, вроде, чистые, а вот об их загончиках такого не скажешь. И неприятный запах стоял. Если в контактном зоопарке в Анапе около загонов пахло свежими опилками, то здесь были совсем другие запахи. Да, настоящая атмосфера скотного двора, но вот стоять и впитывать ее не хотелось. Не знаю, всегда ли там так убирают, но вот тот раз было так.

Мы еще немного прошлись по двору, где людей стало уже очень много:

Изображение

К площадке в центре двора (а она была огорожена веревкой с разноцветными флажками) стало вообще не протиснуться:

Изображение

Сфотографировать можно было только со стороны прохода между туалетами. Там стоять не разрешали (что, впрочем, очень даже логично, ибо проход это), а со всех остальных сторон все было просто облеплено приехавшими. Здесь, на этом маленьком пятачке, и проходит начало представления, первый номер программы. Однако видно его лишь тем, кто сумел занять места в первых рядах. Мы в эти ряды не попали. Надо отдать должное, что наша экскурсовод о таком начале представления всех предупредила, но только ведь хотелось пройтись, осмотреться, пофотографироваться, сувениры небольшие купить, а не стоять вместо этого, "сторожа" себе место.

И вот через какое-то время начинается представление

Звуки торжественной музыки, играемой на стене замка на каких-то народных инструментах (названия, увы, не знаю, выглядят как длинные загнутые вверх трубки) тремя джигитами, возвещают о начале представления. Затем на площадке появляется танцующая девушка, идущая по воду. Она набирает воды и далее танцует. После этого появляется джигит. Она танцуют вместе, во время танца идет угощение водой и т.п. после этого появляется еще один джигит, которому также нравится девушка. Между джигитами происходит поединок на саблях. Побеждает первый. Он и уходит с довольной девушкой.

Вот этого начала я не видела, смогла посмотреть его только потом на диске. Народу было столько, что не протиснуться никак. После танца на стене появились князь и княгиня. Сначала они в стихах рассказали, а вернее, упомянули, перечислив, об обычаях черкесов, об их традициях: как уважают старших, каково их гостеприимство, насколько сильно братство адыгов и т.п. Затем они поприветствовали в своем национальном стиле (построение приветствия с выбором определенной лексики, синтаксиса, интонационных структур и т.п.) собравшихся, пожелали, чтоб все приехавшие были чисты своими помыслами, любили Родину, долго жили т.п. После этого женский голос из радиопередатчика пригласил всех пройти на арену, где будет показан один из самых красивых обрядов адыгов – сватовство, а также обряд выбора первой красавицы.

После этого вся толпа начала просачиваться в проходы на арену (их таковых два, слева и справа замка). Но у входов уже была другая толпа. Это те, кому не было ничего видно (или же кто и не собирался смотреть ничего перед замком) уже плотной стеной стояли перед входом, чтоб первыми пройти вовнутрь и занять хорошие места. Мы были где-то в середине толпы. И пока шли, медленно протискиваясь к входу и через него, я все думала о наплевательском отношении к зрителям. Зачем делать подобное начало, если увидеть его может лишь небольшое количество приехавших? Ведь не первый же раз такое скопление людей там! Конечно, при том количестве людей, что смогут беспрепятственно посмотреть танец перед замком, места вокруг арены вряд ли будут хорошо заполнены, это понятно, и это не выгодно для организаторов представления. Но ведь совсем не требуется уменьшать количество зрителей, можно просто изменить начало, сделав так, чтоб было видно всем. Князя и княгиню, а также глашатаев и т.п. на стене замка было прекрасно и видно и слышно, а вот всего того, что было у кувшина с бегущей водой, видно большинству не было. Не знаю, то ли виною моя ноющая голова тому была, что воспринималось происходившее не в радужном свете, но в самом начале появилось ощущение, что кроме денег организаторам ничего не надо. Явное и стойкое такое ощущение. Я прекрасно понимаю, что не только «Черкесский аул», но и все другие подобные шоу имеют своей целью обеспечение работой и доходом тех, кто их делает. И это понимает каждый взрослый человек. Но все же работу свою можно тоже делать по-разному и разные чувства оставлять у тех, кто пользуется результатом того, что ты делаешь.
Аватара пользователя
Волжаночка
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт 20 май 2010 в 7:51
Откуда: ЮФО

Re: Черкесский аул

Сообщение Волжаночка »

А далее мы заняли себе места, и стали ждать начала представления:

Изображение

Места были неплохими, мы сидели во втором ряду (первые ряды с нашей стороны были заняты под деток, привезенных из детских лагерей, что меня немного удивило, так как поздно все же для лагерного режима идет это представление), но для фотосъемки не самые удачные. А учитывая мой общий настрой (музыка, которой было очень много, у меня очень мерзко и неприятно отдавалась в голове), фотографировала я мало, даже очень мало. Еще отмечу, что если при посещении данного шоу в своих целях упор делаете на конные трюки, то их много меньше, чем танцев. Номера на конях (если не считать просто выезд наездников в начале, где никаких трюков не было) были всего три раза.

И вот начало представления. На сцене появляется танцующая пара в национальных костюмах. Ведущая говорит, что мы видим свадебный танец:

Изображение

Изображение

На втором фото это выступавшие уже кланяются после танца. И еще тут видно расстояние от наших мест до сцены, где и происходило основное действие. Если сравнивать количество действа на арене и на сцене, то на второй его было заметно больше, потому как танцев было больше. Если же фотографировать с приближением, то на моем простеньком фотоаппарате при вечернем свете фотографии получаются размытыми. Так что и еще одна причина, почему фотографировать особо не хотелось в тот раз Что толку щелкать-то просто так, если в результате на снимках не пойми что?

После свадебного танца выбежали молодые люди с барабанами, на которых потом играли. Игра на барабанах была и позже еще в представлении.

И вот кони, которых так ждал сын:

Изображение

Всадники привезли огонь, который потом передали князю с княгиней, а те зажгли его от факела в чаше.

Изображение

После зажжения огня в чаше произносятся слова, что пусть этот огонь загорится в наших очагах, а затем следует приветствие к собравшимся. Затем говорят то князь, то ведущая, сообщая зрителям, что сегодня мы увидим один из красивейших черкесских обрядов – сватовство, что князь выдает замуж свою дочь красавицу Асият, и что по древнему обычаю джигиты будут соревноваться в различных искусствах, а она затем выберет в мужья сильнейшего.

Вот появляется на коне Асият, всходит на сцену к родителям, и снова на арену выезжают джигиты на конях:

Изображение

Изображение

Изображение

У Асият спрашивают разрешения начать состязание, она в знак согласия машет платком. После этого следуют танцы. На сцене танцуют джигиты. А в это время девочки-работницы комплекса разносят угощение: кусочек адыгейского пирога с сыром (мне не понравился, но это, как говорится, на вкус и цвет…) и стаканчик вина или пакетик сока для детей. Танцев в этом шоу много. Национальные черкесские танцы под соответствующую музыку.

После танцев джигиты показывают мастерство в метании копья. Сначала они делают по арене по два круга, проскакивая на конях сквозь горящий обруч, а затем идет метание копий (каждый метает по два раза):

Изображение

Изображение

Изображение

Часть копий попадает не точно в цель, а где-то снизу ее. Кто побеждает? Не помню. По-моему, ничего после состязания там не объявляли. А, может, прослушала. А на сцене тем временем дым, из которого появляется новый танцор:

Изображение

Это танец с кинжалами, а точнее, метание их под музыку:

Фотографий этого момента у меня всего две, причем обе отвратительнейшие. В общем, выбрать не из чего. Да и что там смотреть? Всей особенности этого танца фотографиями все равно не передать, потому как во время танца было показано, как джигиты умеют метать кинжалы. А с кинжалами много что было проделано: их бросали в пол и прямо, и под углом, и с руки, и изо рта, и поодиночке, и верно и т.п. И между ними танцор ходил по-разному и всякому.

После метания кинжалов следовала сценка для оживления представления, когда на арену приехал на ослике Гасан, заявивший, что услышал о красоте Асият и решил жениться на ней, сделав своей второй женой. Диалог Гасан вел с ведущей.

Вот он как раз на арене после «парковки» осла (это он так назвал это действие, когда ведущая спросила, кто это и что он тут делает). Приехал Гасан в темноте, от зрительских мест она был далеко, так что фото темные очень:

Изображение

Изображение

Ведущая спрашивает Гасана, где же его первая жена и почему ему понадобилась вторая. Тот отвечает, что первая жена старая, больная, страшная, а ему нужна молодая. Потом он рассказывает, что купил первую жену пятьдесят лет назад на восточном базаре, где она танцевала восточные танцы. Не знаю, сколько лет Гасану, но где-то в районе пятидесяти, судя по виду, так что пятьдесят лет назад он либо не родился, либо был ну совершенно далек от покупки жены на восточном базаре. Впрочем, ладно. Далее в неясном луче света в темноте арены появляется жена Гасана. По арене идет сгорбленная фигура с клюкой, накрытая накидкой. Гасан и жена начинают танцевать. Затем Гасан проходит на сцену и танцует с ведущей, а его жена танцует на арене, вернее, передвигается, приплясывая и опираясь на клюку. Потом она выводит кого-то из зала на арену, они немного танцуют, вышедший мужчина сдергивает покрывало, и из-под него появляется стройная красивая девушка. Девушка оставляет своего кавалера, поднимается на сцены и там уже танцует восточные танцы.

Изображение

Изображение

Было станцовано два восточных танца. После этого ведущая прокомментировала, что в их ауле танцуют не хуже и объявила танец с саблями. А Гасан раздумывает жениться на Асият, забирает красавицу жену и уводит. Вот этого момента я, честно говоря, до конца не поняла. Для чего был введен этот Гасан, вроде, понятно, оживление немного «монотонного» сценария. Но по организации сюжета «слеплено» как-то непонятно. Зачем приходил, если жена молодая да красивая и Асият ему не нужна? В общем, могли бы как-то логичнее ввести этот момент в сюжет, как мне кажется.

И раз уж отступила от последовательности описания увиденного, прокомментирую еще немного. Если сравнивать «Черкесский аул» с «Римом» и «Рыцарским турниром», то по динамичности сюжета, представление в Черкесском ауле ближе к шоу «Рим». Есть в них определенные параллели: некое событие (прославление побед Цезаря / сватовство), во имя данного события показываются все номера. И показанное в «Черкесском ауле» является все же не обрядом сватовства. Нет тут обряда этого как такового. Состязание джигитов есть, но нет ни сватов, ни родственников, ни сватовства как такового. А уж конкурс выбора самой красивой девушки во время сватовства? По рекламе, по анонсам этого представления я ожидала действительно посмотреть представление с обрядом сватовства, но этого тут не было. Да, в шоу собраны национальные танцы, некоторые обряды, умения черкесского народа (но из разных ситуаций и событий), и показаны зрителям. Но все же это не сватовство, что и видно было, и о котором я, конечно, после почитала. Впрочем, в любом случае посмотреть элементы исторического национального быта какого-то народа интересно.
Аватара пользователя
Волжаночка
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт 20 май 2010 в 7:51
Откуда: ЮФО

Re: Черкесский аул

Сообщение Волжаночка »

Итак, танец с саблями:

Изображение

Зеленые линии на фото – это световые эффекты, которые были во время разных танцев.

После танца с саблями наступил момент выбора самой красивой черкешенки. Перед выбором девушки все вместе танцуют:

Изображение

Изображение

Что-то у меня на фотографиях всего две девушки :-) Но было побольше, то ли три, то ли четыре.

Затем на арену с трибун приглашаются желающие поучаствовать в конкурсе мужчины. Задание – добежать до сцены, взять по пути флажок и вручить самой красивой девушке. Вот как раз участники соревнования собираются для забега и получают от ведущего инструкции:

Изображение

Приз за победу – рог вина и лезгинка с выбранной красавицей. В этот раз победителем оказался мальчик-подросток. Вино заменяли на сок :) Ну, а лезгинку (или что там уж получилось) мальчик станцевал.

После этого была игра на барабанах:

Изображение

Играли долго, по-разному и по-всякому. Затем был еще один национальный танец. Сначал танцевали только джигиты, затем – джигиты с девушками:

Изображение

И вот состязание за овечью шкуру, о котором торжественно объявляют ведущие.

Изображение

К ним выходит князь:

Изображение

Объявляется конкурс. Суть состязания состоит в том, что скачущим на конях джигитам бросается овечья шкура и тот, кто завладеет ею, может привезти ее и бросить к ногам любимой, тем самым показав свою любовь, а также прославив красоту девушки. Джигиты скачут, отбирая шкуру друг у друга, хотя как-то вяло. Потом шкура падает на землю, каждый из них на скаку старается ее поднять. У одного это получается. Другие хотят шкуру отобрать но он борется и т.п. Это Джавбулат, возлюбленный Асият. Он выигрывает состязание и привозит шкуру Асият:

Изображение

Изображение

Асият принимает шкуру, спускается к Джавбулату, тот сажает ее на коня, а родители напутствуют их:

Изображение

Изображение

Изображение

Сначала князь несет огонь, затем отдает его княгине, а та уже передает Джавбулату. Говорится о том, что родилась новая семья, что создан новый очаг, и теперь огонь грит в этом очаге.

Конец.

Мы выходим на площадку к автобусам.

Изображение

Потихоньку собираемся. Люди тянутся один за одним, садятся в автобус, поджидая оставшихся. Когда уже можно и отправляться (а времени прошло достаточно, чтоб дойти до автобуса, даже посетив на дорогу соответствующее заведение, куда после представления, разумеется, очередь), выясняется, что двоих все еще нет. Ждем. Отправиться не можем довольно долго. После сбора уже практических всех минут двадцать где-то, если не больше, ждем тех, кто, как выяснилось потом, остались потанцевать после представления, ибо и музыка и танцы были. Уже и количество автобусов заметно поредело, а этих все нет. В автобусе люди уже начинают возмущаться. Действительно, всем уже хочется ехать, но и бросать ночью людей тоже нехорошо. Вот и ждем пока. Кроме нашего остаются еще штуки три автобуса, когда загулявшие туристы появляются. Да еще и с упреками в адрес экскурсовода, что времени в обрез дали, что после шоу и не расслабиться.

Вот так и съездили в «Черкесский аул». Вот сейчас описала увиденное и думаю, что в общем и целом, для разнообразия съездить вполне можно. Хотя сын сказал, что это шоу понравилось менее остальных, потому что скачек мало было, а сражений не было вообще. Мне же сложно объективно говорить о том, что тогда ощущала, ибо когда болит голова, мало чего хочется вообще и интересно все относительно. По рейтингу моего ребенка из трех просмотренных нами в этот приезд в Анапу шоу самое интересное – рыцарские турниры, потом конное шоу «Рим», а уже потом – представление в Черкесском ауле.
Аватара пользователя
Ольчик
Сообщения: 2608
Зарегистрирован: Пн 14 июл 2008 в 18:12
Откуда: заМКАДье
Поблагодарили: 1 раз

Re: Черкесский аул

Сообщение Ольчик »

А мне там понравилось! И сын сказал, что интереснее, чем Рыцарский турнир)))
Изображение
Аватара пользователя
Волжаночка
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт 20 май 2010 в 7:51
Откуда: ЮФО

Re: Черкесский аул

Сообщение Волжаночка »

Ну, я не могу сказать, что мне не понравилось, интересно посмотреть было в любом случае. Меня просто музыка раздражала :hi_hi_hi: Но это уже частный случай, нечего было с головной болью ехать. А вот когда заявленное тебя ориентирует на одно, а получаешь другое, то у меня это восторга не вызывает и в данном случае этот факт тоже не понравился. А детки все разные. И возраст еще разный. Моему десять было на тот момент, и танцы его вообще мало интересуют, а их было в представлении намного больше, чем номеров на лошадях. И если бы знать, что в представлении настолько больше танцев, то, возможно, и не поехали бы или поехали бы туда сначала, а на "Рим" и рыцарей потом... А двое деток, сидевших чуть выше нас, вообще ныли периодически, прося родителей уйти (деткам лет по 6 - 7 на вид было).

А вообще вот мы три шоу посмотрели в этот раз в Анапе, и на мой взгляд, уровень у всех них одинаковый - провинциального "театра" среднего класса.
Аватара пользователя
DimonPVK
Сообщения: 31
Зарегистрирован: Вт 20 май 2014 в 15:26
Откуда: Первоуральск (Свердловская область)

Re: Черкесский аул

Сообщение DimonPVK »

Я вот скачал прайс-лист на все экскурсии, так в дополнительных расходах к Черкесскому аулу написано: 500 рублей представление + угощение.
Что это за угощение? В описании немного сказано мол вином угощают и лавашом. Так-ли это? Много-ли дают вина? Или как всегда - половинку маленького пластикового стаканчика?)
Аватара пользователя
Волжаночка
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт 20 май 2010 в 7:51
Откуда: ЮФО

Re: Черкесский аул

Сообщение Волжаночка »

У нас был не лаваш, а адыгейский пирог с сыром. А на счет вина я не помню, сколько его наливали. Я попросила себе сок вместо вина и мне, как и детям, дали 200 граммовую упаковочку сока. А что там наливали другим и сколько, внимания, увы, не обратила. То, что пластиковые стаканчики, видела, а вот какого размера и сколько чего в них налито было, не знаю.
Ответить

Вернуться в «Экскурсии, отзывы и впечатления»